Государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии Первомайского района г.Минска»
Цель, задачи, функции
Основной целью деятельности государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии Первомайского района г.Минска» является реализация государственной политики по обеспечению устойчивого санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья населения Первомайского района г.Минска, профилактика неинфекционных, инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, создание благоприятных условий жизнедеятельности и формирование приверженности населения к здоровому образу жизни.
Задачи государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии Первомайского района г.Минска»:
- организация и проведение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем организации и осуществления надзора за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения внешней среды жизнедеятельности, на оздоровление условий труда, обучения, быта, отдыха и питания населения, а также контроля за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекций, а также на снижение заболеваемости;
- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также международно-правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актов, составляющих право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры;
- постоянный мониторинг за санитарно-эпидемическим состоянием территории и здоровья населения с последующей подготовкой и внесением в органы государственного управления на основе полученных данных предложений по профилактике заболеваний населения, оздоровлению среды обитания человека;
- достижение показателей Целей устойчивого развития в области здоровья населения;
- обеспечение межведомственного взаимодействия, сопровождение и реализация государственных программ, отраслевых документов стратегического планирования, региональных программ и проектов, в том числе: Указа Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 № 292 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы»; Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность»; Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2020 № 758; Комплекса мер по защите внутреннего рынка в 2021-2022 годах, утвержденного Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Снопковым Н.Г. 17.12.2020 № 32/810-4062/263-дсп. и других программ, стратегий и планов, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- повышение уровня гигиенических знаний среди населения во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения, образования, сферы торговли и услуг, промышленными предприятиями и общественными организациями;
- оказание организационно-методической и практической помощи лечебным, лечебно-профилактическим, образовательным учреждениям в их деятельности по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, формированию здорового образа жизни.
Функции государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии Первомайского района г.Минска»
- проведение государственного санитарного надзора на территории Первомайского района г.Минска, направленного на предотвращение и сокращение риска влияния на здоровье населения факторов среды обитания;
- подготовка информационно-аналитических материалов по санитарно-эпидемиологической ситуации в Первомайском районе на заседания администрации района, межведомственного районного Совета по демографической безопасности, на межведомственный районный Совет по питанию в учреждениях общего среднего и дошкольного образования, ССУЗах, ВУЗах, на совещания с участием заместителей главы администрации района и управляющего делами администрации района, заинтересованных управлений и отделов администрации, служб района;
- сбор, обработка и анализ информации, характеризующей здоровье населения и качество среды обитания с использованием современных информационных технологий. Разработка и подготовка на основе анализа адекватных управленческих решений на районном уровне управления санэпидслужбой (постановления главного государственного санитарного врача района, приказы главного врача Центра, решения районного санитарноэпидемиологического совета), предложений в органы исполнительной власти (предложения в решения администрации района);
- выявление и оценка рисков для жизни и здоровья населения Первомайского района г.Минска, связанных со средой обитания человека, в целях принятия мер по предупреждению и минимизации этих рисков, информирование в установленном порядке исполнительных и распорядительных органов Первомайского района г.Минска, организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, о наличии рисков;
- взаимодействие с исполнительными и распорядительными органами Первомайского района г.Минска, ведомствами, субъектами по выполнению социально-экономических планов устойчивого развития с целью отражения в них вопросов охраны окружающей среды, профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а так же по формированию у населения приверженности к здоровому образу жизни;
- контроль за реализацией государственных и региональных программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- реализация программ достижения Целей устойчивого развития, профилактических проектов в рамках широкомасштабного проекта «Минск – здоровый город» путем взаимодействия с администрацией района, учреждениями здравоохранения, образования и другими заинтересованными структурами;
- обеспечение эффективного функционирования системы эпидемиологического надзора за инфекционной и паразитарной заболеваемостью среди населения с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации;
- обеспечение эффективного эпидемиологического надзора за природно-очаговыми инфекциями, в том числе на основе изучения циркуляции возбудителей природно-очаговых инфекций во внешней среде;
- реализация комплекса мер, направленных на предупреждение заноса и распространения на территории города инфекционных заболеваний, которые могут представлять чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, а также их локализации и ликвидации;
- реализация принятой тактики иммунопрофилактики среди населения с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации;
- организация профилактических мероприятий среди населения и санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах социально значимых инфекций (туберкулез, ВИЧ-инфекции, парентеральные вирусные гепатиты), направленных на стабилизацию эпидемиологической ситуации;
- обеспечение информированности населения, в том числе через средства массовой информации, о санитарно-эпидемиологической обстановке, проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях, основных аспектах здорового образа жизни;
- проведение гигиенического обучения и воспитания физических лиц, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, применением, хранением и транспортировкой средств защиты растений, обучением и воспитанием детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
- организация и участие в проведении обучения медицинских работников и специалистов других отраслей современным формам и методам профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни;
- разработка, издание и распространение информационно-образовательных материалов по проблемам формирования здорового образа жизни;
- слежение за динамикой паразитарной загрязненности объектов окружающей среды, пораженности населения района гельминтозами;
- лабораторный контроль факторов среды обитания и жизнедеятельности (вредных веществ в воздухе, ЭМИ, шум, вибрация, освещенность и др.), продуктов питания, воды питьевой, загрязненности водных объектов на соответствие их требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства;
- оказание платных санитарно-эпидемиологических услуг, оказываемых в установленном порядке организациям, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям;
- проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы в рамках полномочий, определенных единым перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь;
- контроль за обращением качественных и безопасных товаров (продовольственных и непродовольственных) на территории Первомайского района г.Минска;
- рассмотрение обращений и заявлений по нарушению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с законом «Об обращениях граждан и юридических лиц»;
- участие в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, транспорте и в других сферах хозяйственной деятельности.
Функции противоэпидемического отделения:
- организация и проведение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем организации и осуществления надзора за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекций, а также на снижение заболеваемости;
- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также международно-правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актов, составляющих право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры в учреждениях здравоохранения;
- постоянный мониторинг за санитарно-эпидемическим состоянием территории и здоровья населения с последующей подготовкой и внесением в органы государственного управления на основе полученных данных предложений по профилактике заболеваний населения, оздоровлению среды обитания человека;
- обеспечение эффективного функционирования системы эпидемиологического надзора за инфекционной и паразитарной заболеваемостью среди населения с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации;
- обеспечение эффективного эпидемиологического надзора за природно-очаговыми инфекциями, в том числе на основе изучения циркуляции возбудителей природно-очаговых инфекций во внешней среде;
- реализация комплекса мер, направленных на предупреждение заноса и распространения на территории города инфекционных заболеваний, которые могут представлять чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, а также их локализации и ликвидации;
- реализация принятой тактики иммунопрофилактики среди населения с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации;
- организация профилактических мероприятий среди населения и санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах социально значимых инфекций (туберкулез, ВИЧ-инфекции, парентеральные вирусные гепатиты), направленных на стабилизацию эпидемиологической ситуации;
- слежение за динамикой паразитарной загрязненности объектов окружающей среды, пораженности населения района гельминтозами;
- проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы в рамках полномочий, определенных единым перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь;
- реализация программ достижения Целей устойчивого развития, профилактических проектов в рамках широкомасштабного проекта «Минск – здоровый город»
- оказание организационно-методической и практической помощи лечебным, лечебно-профилактическим в их деятельности по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, формированию здорового образа жизни.
Функции отделения гигиены питания:
- организация и проведение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем организации и осуществления надзора за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечением качественным и безопасным питанием населения;
- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также международно-правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актов, составляющих право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры на объектах осуществляющих оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов (разработка пищевых продуктов, переработка (обработка), реализация, хранение, транспортирование, использование, уничтожение, утилизация и др.)
- проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы в рамках полномочий, определенных единым перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь;
- реализация программ достижения Целей устойчивого развития, профилактических проектов в рамках широкомасштабного проекта «Минск – здоровый город»
- реализация Комплекса мер по защите внутреннего рынка от продукции негарантированного качества.
- повышение уровня гигиенических знаний среди населения во взаимодействии с органами и учреждениями сферы торговли и услуг пищевыми промышленными предприятиями;
- оказание организационно-методической и практической помощи органами и учреждениями сферы торговли и услуг пищевыми промышленными предприятиями в их деятельности по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, формированию здорового образа жизни;
- лабораторный контроль продуктов питания, воды питьевой, на соответствие их требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства;
Функции отделения труда:
- организация и проведение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем организации и осуществления надзора за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения внешней среды жизнедеятельности, на оздоровление условий труда, отдыха и питания работающего населения;
- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также международно-правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актов, составляющих право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры при организации труда рабочих и работе промышленных, строительных организаций;
- проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы в рамках полномочий, определенных единым перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь;
- реализация программ достижения Целей устойчивого развития, профилактических проектов в рамках широкомасштабного проекта «Минск – здоровый город»
- повышение уровня гигиенических знаний среди населения во взаимодействии с промышленными предприятиями и общественными организациями;
- оказание организационно-методической и практической помощи промышленным предприятиям в их деятельности по обеспечению безопасных и здоровьесберегающих условий труда и отдыха, формированию здорового образа жизни.
- лабораторный контроль физических и химических факторов среды обитания и жизнедеятельности (вредных веществ в воздухе, ЭМИ, шум, вибрация, освещенность и др.), воды питьевой на соответствие их требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства;
Функции отделения коммунальной гигиены:
- организация и проведение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем организации и осуществления надзора за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения при оказании культурно-массовых, спортивных, оздоровительных, бытовых услуг населению и др;
- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также международно-правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актов, составляющих право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры за объектами, оказывающими спортивные, оздоровительные, бытовые, и коммунально-бытовые услуги;
- проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы в рамках полномочий, определенных единым перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь;
- реализация программ достижения Целей устойчивого развития, профилактических проектов в рамках широкомасштабного проекта «Минск – здоровый город»
- повышение уровня гигиенических знаний среди населения во взаимодействии с промышленными предприятиями и общественными организациями;
- оказание организационно-методической и практической помощи промышленным предприятиям в их деятельности по обеспечению безопасных условий оказания услуг населению, формированию здорового образа жизни.
- лабораторный контроль физических и химических факторов среды обитания и жизнедеятельности (вредных веществ в воздухе, ЭМИ, шум, вибрация, освещенность и др.), воды питьевой на соответствие их требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства;
Функции отделения гигиены детей и подростков:
- организация и проведение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем организации и осуществления надзора за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на оздоровление условий обучения и питания детского населения;
- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также международно-правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актов, составляющих право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры учреждениями для детей и подростков;
- проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы в рамках полномочий, определенных единым перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь;
- реализация программ достижения Целей устойчивого развития, профилактических проектов в рамках широкомасштабного проекта «Минск – здоровый город»
- повышение уровня гигиенических знаний среди населения во взаимодействии с промышленными предприятиями и общественными организациями;
- оказание организационно-методической и практической помощи промышленным предприятиям в их деятельности по обеспечению безопасных условий оказания услуг населению, формированию здорового образа жизни.
- лабораторный контроль физических и химических факторов среды обитания и жизнедеятельности (вредных веществ в воздухе, ЭМИ, шум, вибрация, освещенность и др.), продуктов питания, воды питьевой на соответствие их требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обращения граждан и юридических лиц
Порядок рассмотрения обращений граждан, их представителей, представителей юридических лиц
в государственном учреждении
«Центр гигиены и эпидемиологии
Первомайского района г.Минска»
Работа осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»
Личный прием граждан осуществляется главным врачом в 1-й четверг месяца с 8.00 до 14.00.
Предварительная запись на личный прием, прием письменных и электронных обращений осуществляется в будние дни с 8.30 до 17.00 (обед с 12.30 до 13.00) по телефону 8(017)3520163 и (или) по адресу: г.Минск, ул.Чернышевского, 5, в кабинете №19 (приемная).
Электронный адрес:
Ответственное лицо –
секретарь Кочерга Надежда Николаевна
В соответствии со статьей 20 Закона
Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З
«Об обращениях граждан и юридических лиц»
решение, принятое Главным государственным санитарным врачом Первомайского района г.Минска, может быть обжаловано в вышестоящую организацию – государственное учреждение
«Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» (220013, г.Минск, ул.П.Бровки, 13/1)
В соответствии со статьей 3 Закона
Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З
«Об обращениях граждан и юридических лиц»
Граждане Республики Беларусь реализуют право на обращение путем подачи (внесения):
письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) и устных обращений в организации;
электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации;
замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги.
Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели реализуют право на обращение путем подачи:
письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) и устных обращений в организации;
электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации.
Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме.
Письменные обращения подаются нарочным (курьером), посредством почтовой связи, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений (статья 10 Закона об обращениях).
Устные обращения излагаются в ходе личного приема (статья 10 Закона об обращениях).
Электронные обращения подаются только посредством системы учета и обработки обращений (статья 25 Закона об обращениях)
Электронные обращения подаются в государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии Первомайского района г. Минска» посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц
В соответствии со статьей 12 Закона
Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З
«Об обращениях граждан и юридических лиц»
При подаче обращений к ним предъявляются требования:
1. Обращения излагаются на белорусском или русском языке.
2. Письменные обращения граждан, за исключением указанных в пункте 4 настоящей статьи, должны содержать:
наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
изложение сути обращения;
личную подпись гражданина (граждан).
3. Письменные обращения юридических лиц должны содержать:
наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
полное наименование юридического лица и его место нахождения;
изложение сути обращения;
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.
4. Замечания и (или) предложения вносятся в книгу замечаний и предложений в соответствии с формой книги замечаний и предложений, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
5. Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
6. К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.
7. В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
В соответствии со статьей 25 Закона
Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З
«Об обращениях граждан и юридических лиц»
При подаче электронных обращений к ним предъявляются требования:
Электронные обращения должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1, абзацами вторым–четвертым пункта 2 либо абзацами вторым–пятым пункта 3 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».
К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы в электронном виде, подтверждающие их полномочия.
Суть электронного обращения не может излагаться посредством ссылок на интернет-ресурсы. Текст обращения должен поддаваться прочтению. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
В соответствии со статьей 15 Закона
Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З
«Об обращениях граждан и юридических лиц»
Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если
- обращения не соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 - 6 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»;
- обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
- обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
- пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
- заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
- с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
- не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
- обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;
- заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
- заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
ВНИМАНИЕ!
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона
Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З
«Об обращениях граждан и юридических лиц»
Расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения (суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения, и другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения), могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Административные процедуры
Уважаемые посетители!
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З
«Об основах административных процедур»,
и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548
«Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»
в государственном учреждении
«Центр гигиены и эпидемиологии Первомайского района г.Минска»
(220012, г.Минск, ул.Чернышевского, 5)
совершаются административные процедуры
График приема заявлений
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
для совершения административных процедур
Понедельник – пятница: с 8.30 до 17.00 (технологический перерыв: с 12.30 до 13.00)
Место приема заявлений: 3-й этаж, кабинет №19 (приемная),
контактный телефон - 80173520163
Ответственное лицо – секретарь
Кочерга Надежда Николаевна
С рейтингом государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии
Первомайского района г.Минска» можно ознакомиться на портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь
также, для повышению качества оказания государственных услуг, на этом портале есть возможность высказать свое мнение о качестве обслуживания нашим учреждением.
ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
(в ред. постановления Совмина от 25.03.2022 N 174)
Наименование административной процедуры <1> |
Наименование документа и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, представляемые заинтересованным лицом |
Форма и порядок представления документа и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, представляемые заинтересованным лицом |
Срок осуществления административной процедуры |
Вид платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры |
Срок действия документе, выдаваемом (принимаемом, согласовываемом, утверждаемом) уполномоченным органом по результатам осуществления административной процедуры |
3.3. Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза градостроительной, проектной и иной документации
|
|||||
3.3.1. Получение санитарно-гигиенического заключения по градостроительному проекту, изменениям и (или) дополнениям, вносимым в него |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства); - градостроительный проект, изменения и (или) дополнения, вносимые в него. |
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
30 дней |
плата за услуги |
бессрочно |
3.3.2. Получение санитарно-гигиенического заключения по проектной документации на строительство объекта социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, расположенного в санитарно-защитной зоне, зоне ограниченной застройки, передающих радиотехнических объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства); - проектная документация на строительство объекта социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, расположенного в санитарно-защитной зоне, зоне ограниченной застройки, передающих радиотехнических объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь. |
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
30 дней |
плата за услуги |
бессрочно |
3.3.3. Получение санитарно-гигиенического заключения по проектной документации на расширение, увеличение мощности, изменение целевого назначения объекта социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства); - проектная документация на расширение, увеличение мощности, изменение целевого назначения объекта социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры.
|
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
15 дней |
плата за услуги |
бессрочно |
3.9.5. Получение заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - проектная документация; - протоколы лабораторных исследований (испытаний), выполненных в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах):
|
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
15 рабочих дней |
бесплатно |
бессрочно |
9.6. Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза
|
|||||
9.6.4. Получение санитарно-гигиенического заключения по проекту санитарно-защитной зоны ядерной установки и (или) пункта хранения, санитарно-защитной зоны организации, сооружения и иного объекта, оказывающего воздействие на здоровье человека и окружающую среду, зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства); - проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения (для заключения по проекту зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения); - проект санитарно-защитной зоны (для заключения по проекту санитарно-защитной зоны ядерной установки и (или) пункта хранения, санитарно-защитной зоны организации, сооружения и иного объекта, оказывающего воздействие на здоровье человека и окружающую среду), с обоснованием установления ее границ с учетом радиационного воздействия ядерной установки и (или) пункта хранения на население, работников (персонал) и окружающую среду (для заключения по проекту санитарно-защитной зоны ядерной установки и (или) пункта хранения); - проект зоны наблюдения ядерной установки и (или) пункта хранения, с приложением расчета и обоснованием установления границ зоны наблюдения ядерной установки и (или) пункта хранения (для заключения по проекту санитарно-защитной зоны ядерной установки и (или) пункта хранения). |
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
30 дней |
плата за услуги |
бессрочно |
9.6.5. Получение санитарно-гигиенического заключения об условиях труда работающих |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства); - характеристика работ; - копии должностных (рабочих) инструкций; - технологическая карта; - перечень должностей служащих (профессий рабочих), утверждается собственником имущества предприятия, руководителем или вышестоящим органом; с указанием количества одноименных должностей служащих (профессий рабочих); - протоколы лабораторных исследований нормируемых показателей факторов производственной среды, выполненных в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах). |
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
1 месяц |
плата за услуги |
5 лет |
9.6.6. Получение санитарно-гигиенического заключения на работы, услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства). |
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
1 месяц |
плата за услуги |
3 года |
9.6.7. Получение санитарно-гигиенического заключения о деятельности субъекта хозяйствования по производству пищевой продукции |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства); - программа производственного контроля. |
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
30 дней |
плата за услуги |
5 лет (положительное)
бессрочно (отрицательное) |
9.6.8. Получение санитарно-гигиенического заключения о деятельности, связанной с лабораторными (диагностическими) исследованиями |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства).
|
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
30 дней |
плата за услуги |
бессрочно |
9.6.9. Получение санитарно-гигиенического заключения о деятельности, связанной с производством, хранением, использованием, транспортировкой и захоронением радиоактивных веществ, других источников ионизирующего излучения (далее – ИИИ), а также использованием источников иных вредных физических воздействий |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства); Дополнительно для заключения о деятельности, связанной с производством, хранением, использованием, транспортировкой и захоронением радиоактивных веществ, других ИИИ):
Дополнительно для заключения о деятельности, связанной с использованием источников иных вредных физических воздействий (передающие радиотехнические объекты):
Дополнительно для заключения о деятельности, связанной с использованием источников иных вредных физических воздействий (базовые станции систем сотовой подвижной электросвязи и широкополосного беспроводного доступа):
Дополнительно для заключения о деятельности, связанной с использованием источников иных вредных физических воздействий (магнитно-резонансные томографы):
Дополнительно для заключения о деятельности, связанной с использованием источников иных вредных физических воздействий (лазерные изделия классов 1M, 2, 2M, 3R, 3B и 4):
|
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
30 дней |
плата за услуги |
бессрочно |
9.6.10. Получение санитарно-гигиенического заключения по объекту социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства). |
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
15 дней |
плата за услуги |
бессрочно |
9.6.12. Внесение изменения (замена) в санитарно-гигиеническое заключение |
- Заявление (в том числе по требованию документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»); - документ, подтверждающий внесение платы (за исключением случая внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства); - ранее выданное санитарно-гигиеническое заключение. |
в письменной форме: - в ходе приема заинтересованного лица; - по почте; - нарочным (курьером) |
15 дней |
плата за услуги |
3 года |
Приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 25.03.2022 N 175
ПЕРЕЧЕНЬ
СРОКОВ ДЕЙСТВИЯ СПРАВОК И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Наименование административной процедуры |
Сроки действия справок и других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур |
Структурный элемент единого перечня <*> |
Получение санитарно-гигиенического заключения об условиях труда работающих |
5 лет |
подпункт 9.6.5 пункта 9.6 |
Получение санитарно-гигиенического заключения на работы, услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения |
3 года |
подпункт 9.6.6 пункта 9.6 |
Внесение изменения (замена) в санитарно-гигиеническое заключение |
3 года |
подпункт 9.6.12 пункта 9.6 |
Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»
Перечень документов и (или) сведений, форма и порядок их предоставления, требования, предъявляемые к документам, сроки выдачи заключений регламентированы постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.02.2022 № 13 «Об утверждении регламентов административных процедур в области здравоохранения»
Сроки действия справок и других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур в отношении субъектов хозяйствования определены приложением 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2022 № 175 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования»
Перечень дополнительных документов, которые уполномоченный орган вправе потребовать от заинтересованного лица при подаче заявления
№ абзаца |
статья 15 пункт 2 часть 1 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»: |
1 |
При подаче заявления в письменной либо устной форме запрещается требовать от заинтересованного лица представления документов и (или) сведений, кроме документов и (или) сведений, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, за исключением документов: |
2 |
удостоверяющих личность гражданина; |
3 |
подтверждающих служебное положение руководителя юридического лица, а также удостоверяющих его личность; |
4 |
подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя; |
5 |
подтверждающих полномочия представителя заинтересованного лица; |
6 |
подтверждающих согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно; |
7 |
подтверждающих внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений (за исключением случая, указанного в части третьей пункта 1 настоящей статьи), если за их выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно. |
Перечень работ и услуг, осуществляемых государственным учреждением «Центр гигиены и эпидемиологии Первомайского района г.Минска»
№ по прейскуранту |
Наименование санитарно-эпидемиологических услуг |
1 |
Санитарно-эпидемиологические услуги: |
1.1. |
Подготовительные работы для осуществления санитарно-эпидемиологических услуг |
1.4. |
Организация работ по проведению лабораторных испытаний, измерений, оформлению итогового документа |
1.5. |
Проведение работ по идентификации продукции |
1.6. |
Проведение работ по отбору проб (образцов) |
1.7. |
Изготовление и выдача копий, дубликатов документов по результатам санитарно-эпидемиологической услуги, государственной санитарно-гигиенической экспертизы, протоколов лабораторных исследований, актов отбора и идентификации продукции, санитарно-гигиенических заключений (1 документ) |
1.9. |
Замена (переоформление, внесение изменений) санитарно-гигиенического заключения |
1.10. |
Проведение консультаций врачами-специалистами и иными специалистами с высшим образованием по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
1.11. |
Проведение консультаций врачами специалистами и иными специалистами с высшим образованием по вопросам формирования здорового образа жизни |
1.12. |
Оказание консультативно-методической помощи: |
1.12.1. |
В определении списков профессий (должностей) работающих, подлежащих периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (1 профессия) |
1.12.2. |
По проведению комплексной гигиенической оценки условий труда |
1.12.3. |
По вопросам размещения, проектирования объектов в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
1.12.7. |
В определении соответствия требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения работ и услуг, к которым установлены санитарно-эпидемиологические требования |
1.12.8. |
В предоставлении информации по актуализации нормативно-методической и другой документации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
1.13 |
гигиеническое обучение работников организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников, необходимость которого определяется действующим законодательством: |
1.13.1 |
организация и проведение занятий (1 тематика) |
1.13.2. |
проведение оценки знаний (для одного слушателя) |
1.14 |
проведение семинаров, тренингов, отработки практических навыков по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (по одному заявлению) |
1.17. |
Санитарно-эпидемиологическое обследование (оценка) объектов: |
1.17.1. |
Обследование (оценка) торговых мест на рынках, объектов мелкорозничной сети (киоски, лотки) с числом работающих до 3-х человек |
1.17.2. |
Обследование (оценка) автотранспорта, занятого перевозкой продуктов питания, источников ионизирующего излучения |
1.17.3. |
Обследование (оценка) цехов, предприятий и других объектов с числом работающих до 10 человек |
1.17.4. |
Обследование (оценка) цехов, предприятий и других объектов с числом работающих 11–50 человек |
1.17.5. |
Обследование (оценка) цехов, предприятий и других объектов с числом работающих 51–100 человек |
1.17.6. |
Обследование (оценка) цехов, предприятий и других объектов с числом работающих 101–300 человек |
1.17.7. |
Обследование (оценка) цехов, предприятий и других объектов с числом работающих 301–500 человек |
1.17.8. |
Обследование (оценка) цехов, предприятий и других объектов с числом работающих 501–1000 человек |
1.17.9. |
Обследование (оценка) цехов, предприятий и других объектов с числом работающих свыше 1000 человек |
1.18. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: |
1.18.4. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: архитектурно-строительных проектов объектов строительства, при которых осуществляются расширение, увеличение мощности, изменение целевого назначения социальных, производственных объектов, транспортной, инженерной инфраструктуры, общей площадью до 100 м2, на объекты с числом работающих до 50 чел., проектов санитарно-защитной зоны предприятий с числом источников выбросов до 20 |
1.18.5. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: архитектурно-строительных проектов объектов строительства, при которых осуществляются расширение, увеличение мощности, изменение целевого назначения социальных, производственных объектов, транспортной, инженерной инфраструктуры, общей площадью 101–500 м2, на объекты с числом работающих 51–100 чел., проектов санитарно-защитной зоны предприятий с числом источников выбросов 21–40 |
1.18.6. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: архитектурно-строительных проектов объектов строительства, при которых осуществляются расширение, увеличение мощности, изменение целевого назначения социальных, производственных объектов, транспортной, инженерной инфраструктуры, общей площадью 501–1000 м2, на объекты с числом работающих 101–300 чел., проектов санитарно-защитной зоны предприятий с числом источников выбросов 41–60 |
1.18.7. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: архитектурно-строительных проектов объектов строительства, при которых осуществляются расширение, увеличение мощности, изменение целевого назначения социальных, производственных объектов, транспортной, инженерной инфраструктуры, общей площадью более 1000 м2, на объекты с числом работающих свыше 300 чел., проектов санитарно-защитной зоны предприятий с числом источников выбросов более 60 |
1.18.8. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: архитектурно-строительных проектов объектов общей площадью до 100 м2 и (или) числом работающих до 50 человек |
1.18.9. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: архитектурно-строительных проектов объектов общей площадью 101–500 м2 и (или) числом работающих 51–100 человек |
1.18.10. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: архитектурно-строительных проектов объектов общей площадью 501–1000 м2 и (или) числом работающих 101–300 человек |
1.18.11. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: архитектурно-строительных проектов объектов общей площадью более 1000 м2 и (или) числом работающих свыше 300 человек |
1.18.12. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: проектов санитарно-защитных зон ядерных установок и (или) пунктов хранения ядерных материалов, отработавших ядерных материалов и (или) эксплуатационных радиоактивных отходов, зон санитарной охраны источников и водопроводных сооружений централизованных систем питьевого водоснабжения |
1.18.13. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: проекта расчета санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки передающего радиотехнического объекта |
1.18.14. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, деятельности субъекта хозяйствования по производству пищевой продукции |
1.18.15. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: работ с источниками ионизирующего излучения и выдача санитарного паспорта, базовой станции систем сотовой связи, передающего радиотехнического объекта |
1.18.18. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: условий труда работников субъектов хозяйствования с количеством работающих до 10 человек |
1.18.19. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: условий труда работников субъектов хозяйствования с количеством работающих 11–50 человек |
1.18.20. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: условий труда работников субъектов хозяйствования с количеством работающих 51–100 человек |
1.18.21. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: условий труда работников субъектов хозяйствования с количеством работающих 101–300 человек |
1.18.22. |
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза: условий труда работников субъектов хозяйствования с количеством работающих более 300 человек |
1.21. |
Комплексная гигиеническая оценка условий труда: |
1.21.1. |
Проведение комплексной гигиенической оценки результатов состояния условий труда по выполненным лабораторным исследованиям и измерениям факторов производственной среды и психофизиологических особенностей трудового процесса (1 профессия без лабораторных исследований и оценки условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса) |
Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки»
В Республике Беларусь, как и в других странах мира, неинфекционная заболеваемость стала основной причиной высокой смертности населения и экономических потерь в связи с возникающей нетрудоспособностью и затратами на медицинское обслуживание.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, бремя неинфекционных болезней в Республике Беларусь по показателю совокупного ущерба от основных групп болезней оценивалось в 4,67 млрд. BYN (или 5,4 процента ВВП).
Проведенное в 2016 – 2017 годах в Беларуси общенациональное исследование распространенности основных факторов риска неинфекционных болезней показало, что более 40 процентов населения имеют три и более из пяти основных факторов риска здоровью (ежедневное табакокурение, низкий уровень потребления овощей и фруктов, гиподинамия, избыточный вес и повышенное артериальное давление).
В связи с этим возрастает значимость профилактики как системы мер, направленных на устранение причин и условий, вызывающих болезни, создание здоровьесберегающей среды жизнедеятельности и формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Это может быть обеспечено путем повышения эффективности межведомственного взаимодействия, актуализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения с учетом всех аспектов территориального устойчивого развития (экономика, планирование территорий‚ архитектура и строительство, промышленность, транспорт‚ энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, общественное движение и другое).
Реализация в стране государственного профилактического проекта ”Здоровые города и поселки“ обеспечит достижение медико-демографической устойчивости территории, осуществление государственной политики по профилактике болезней и формированию ЗОЖ, развитие здравоохранения на основе взаимодействия с органами власти и позволит решить следующие задачи:
стимулирование создания и реализации территориальных программ, направленных на дополнительную мотивацию общества к физической активности, здоровому питанию, снижению курения, потребления алкоголя, отказу от потребления наркотиков, предупреждению травматизма, повышению культуры здоровья;
расширение государственно-частного партнерства для создания и поддержания здоровьесберегающей среды жизнедеятельности населения, а также инвестирования в устойчивое развитие территорий в области здоровья и здравоохранения;
партнерство с Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения по проекту ”Здоровые города“ и иными международными организациями.
Проект ”Здоровые города“ стартовал в Республике Беларусь в 2012 году, и его развитие предусмотрено в Государственной программе ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы (далее – государственная программа). Ответственными исполнителями по реализации проекта ”Здоровые города“ на территории республики определены Министерство здравоохранения, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.
В проекте ”Здоровые города“, в том числе для реализации отдельных его элементов, задействовано 88 населенных пунктов страны.
ЧТО ТАКОЕ «ЗДОРОВЫЙ ГОРОД»?
«Здоровые города» – это проект ВОЗ, который развивается с 1988 года и реализует принципы стратегии ООН «Здоровье для всех» и европейской политики здравоохранения «Здоровье-2020».
Здоровый город – это город, который постоянно формирует и улучшает физическую и социальную среду и организует свои ресурсы таким образом, чтобы люди могли помогать друг другу в улучшении жизни и максимальном раскрытии своих возможностей.
Задачей проекта является обеспечение здоровья населения как главного приоритета городской политики и сознания самих жителей, а подходы, заложенные в этом проекте, позволяют в условиях городской среды практически по всем социальным аспектам успешно решать вопросы улучшения общественного здоровья.
Сущность проекта «Здоровые города» в том, что это организационная модель новых отношений между существующими городскими структурами — администрацией города, деловыми кругами, общественными объединениями и непосредственно населением — в рамках совместной деятельности, направленной на улучшение здоровья населения и среды обитания, повышение физической активности, организацию здорового питания, профилактику вредных привычек.
Таким образом, это создание города, живущего по принципу здорового образа жизни, в котором население ответственно относится к собственному здоровью и здоровью окружающих, а также имеются условия для сохранения и укрепления здоровья.
Здоровый город – это не столько город, достигший некоего определенного уровня здоровья населения, сколько город, добивающийся постоянного улучшения здоровья и качества жизни своих граждан, «настроенный» на то, что здоровье (в широком понимании этого слова) – приоритетная проблема всей городской жизни.
Основной подход, заложенный в проекте «Здоровый город»: улучшить здоровье людей можно лишь в случае целенаправленных и скоординированных действий практически всех секторов и ведомств, и, конечно, при непосредственном участии людей – жителей городов, районов и поселков (Коллективный подход). И, безусловно, действия должны быть долгосрочными и последовательными.
Ключевой элемент проекта – совместное решение проблем. Необходимо сформировать группу лидеров, заинтересованных в будущем города и представляющих все классы, группы и слои населения.
Другое ключевое понятие концепции «Здоровых городов» – это население – в оригинале «community» - сообщество). Следует отметить, что это не обязательно население города: это может быть и район в большом городе, и сельская или пригородная зона, включающая в себя несколько населенных пунктов.
«Здоровый город» стремится к следующим конкретным целям:
- чистая, безопасная для здоровья физическая среда обитания (включая жилье);
- городская экосистема, стабильная сейчас и в перспективе;
- высокий уровень здоровья (высокие положительные показатели и низкая заболеваемость);
- адекватные система здравоохранения и уровень общедоступной медицинской помощи;
- сильное, органичное сообщество жителей, характеризующееся взаимной поддержкой;
- широкое участие жителей в управлении городом и контроль с их стороны над административными решениями, так или иначе затрагивающими их жизнь, здоровье и благополучие;
- удовлетворение основных нужд (пища, вода, жилье, достаточный уровень дохода, безопасность, работа, образование) всех людей в городе;
- возможность широкого использования имеющихся опыта и ресурсов, широкие возможности контактов, обмена информацией, сотрудничества;
- регулярные собрания жителей (представителей населения) в той или иной форме для совместного принятия решения в контексте вышеперечисленных целей.
Комплексный план основных мероприятий по реализации проекта «Минск - здоровый город» на 2022 год
Цели устойчивого развития
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Задачи по улучшению здоровья народа на основе дальнейшего повышения качества и доступности медицинской помощи всем слоям населения, усиления профилактической направленности при широком вовлечении людей в здоровый образ жизни отражены в Цели устойчивого развития №3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте».
Министерству здравоохранения Республики Беларусь в рамках реализации этой Цели делегировано 28 показателя.
Кроме того, Министерству здравоохранения делегировано также 11 показателей из других Целей устойчивого развития: № 2, 5, 6, 7 и 11.
Национальный портал по Целям устойчивого развития https://sdgs.by
Надзорная деятельность - Чек-листы