Общее положение по чекам и субсидиям
Использование именных приватизационных чеков «Жилье»
(ст. 143 Жилищного кодекса Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь от 7 июня 2005 г. № 6)
Именные приватизационные чеки «Жилье» (далее – чеки «Жилье») используются гражданами Республики Беларусь для приватизации занимаемых ими жилых помещений государственного жилищного фонда, а также гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства; реконструкции блокированных, одноквартирных жилых домов; долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилых помещений путем покупки, погашения задолженности по кредитам банков (включая выплату процентов за пользование ими) и ссудам организаций, взятым и использованным на указанные цели.
Чеки «Жилье» не подлежат отчуждению, за исключением дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям (удочерителям), усыновленным (удочеренным), родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда.
До 1 января 2007 г. чеки «Жилье» подлежали перерегистрации в открытом акционерном обществе «Сберегательный банк «Беларусбанк».
Если перерегистрация чеков «Жилье» была невозможна из-за болезни их собственника или отсутствия его в Республике Беларусь, указанный срок продлевается на время болезни либо отсутствия. Лицам, не перерегистрировавшим принадлежащие им чеки «Жилье» по иным уважительным причинам, данный срок может быть продлен по решению суда, если иск об этом предъявлен в суд в течение общего срока исковой давности.
Выдача чеков «Жилье» по окончании срока их перерегистрации прекращена. После 1 января 2006 г. находятся в обращении и используются в соответствии с законодательством только перерегистрированные чеки «Жилье».
Граждане при использовании чеков «Жилье» при улучшении жилищных условий имеют право на индексацию чеков:
- начисленных им в установленном порядке (включая жилищные квоты лиц, указанных в абзаце третьем части первой настоящего подпункта, объединенные на имя этих граждан);
- полученных в результате дарения от лиц, названных в абзаце третьем части первой настоящего подпункта, начисленных дарителю в установленном порядке (включая жилищные квоты этих лиц, объединенные на имя дарителя) либо полученных дарителем по договорам дарения, по наследству или по решению суда при условии, что граждане, которым изначально эти чеки были начислены в установленном порядке (включая жилищные квоты, объединенные на имя данных граждан), по отношению к одаряемому входят в число лиц, указанных в абзаце третьем части первой настоящего подпункта;
- полученных по наследству либо по решению суда.
Проиндексированные чеки «Жилье» могут быть использованы для погашения стоимости строительства, реконструкции или приобретения только одного жилого помещения.
Индекс роста стоимости строительства жилья по сравнению с его стоимостью на 31 декабря 1991 г. для индексации именных приватизационных чеков «Жилье» при их использовании гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки , а также для погашения задолженности по кредитам банков (включая выплату процентов за пользование ими) и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели, с 06 апреля 2019 г. действует в размере 18,019 (решение Минского горисполкома от 21.03.2019 № 843).
Порядок и условия предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений
Порядок и условия предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений урегулированы Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», а также Положением о порядке предоставления гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.04.2012 № 366)
Льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются по спискам, составленным с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИЕ право на получение льготных кредитов:
- военнослужащие;
- граждане, имеющим в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда;
- граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательными актами как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда;
- трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющим во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске - 10 кв. метров и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, - в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда;
- малообеспеченные граждане Республики Беларусь, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах), из числа:
- многодетных семей;
- граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;
- граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;
- ветеранов боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в пунктах 1 - 3 части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О ветеранах";
- граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
- совершеннолетних молодых граждан, являющихся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, - по согласованию соответственно с Министерством образования или Министерством культуры и в соответствии с документами, подтверждающими такое звание. Под молодыми гражданами в настоящем Указе понимаются лица в возрасте до 31 года;
- граждан, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, - по согласованию с Национальной академией наук Беларуси и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документами, выдаваемыми организациями, осуществлявшими их выплаты;
- граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение указанного срока и не утрачивавших оснований состоять на таком учете, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь;
- граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек <*> и в городах-спутниках <**>;
<*> Для целей настоящего Указа численность населения определяется на основании официальной статистической информации, имеющейся на дату утверждения списков на получение льготных кредитов.
<**> Для целей настоящего Указа городами-спутниками для Минска являются Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, для Бреста - Жабинка, для Гродно - Скидель, а также иные населенные пункты, которым по решению Президента Республики Беларусь придан статус города-спутника.
- судей и прокурорских работников;
- молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов.
Внеочередное право на получение льготных кредитов имеют:
- многодетные семьи;
- граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;
- граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;
- граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
- трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске - 10 кв. метров и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, - в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда;
- граждане, уволенные с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов, в том числе реализовавшие свое право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы;
- совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, - по согласованию соответственно с Министерством образования или Министерством культуры и в соответствии с документами, подтверждающими такое звание;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательными актами как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда;
Граждане Республики Беларусь, имеющие право на получение льготных кредитов (за исключением военнослужащих), имеют право на получение одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Право на совместное использование льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений имеют:
- граждане, имеющие в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда;
- ветераны боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в пунктах 1 - 3 части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь "О ветеранах";
- граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
- граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;
- граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы.
Граждане из числа имеющих право на получение одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, имеют право по их выбору воспользоваться либо льготными кредитами, либо одноразовыми субсидиями на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений вне очереди предоставляются гражданам, имеющим право на внеочередное получение льготных кредитов на указанные цели.
Льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений не предоставляются гражданам (кредитополучателям и членам их семей, улучшающим совместно с ними жилищные условия), являющимся (являвшимся):
- кредитополучателями льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений на основании кредитных договоров, заключенных после 1 января 2004 г. либо заключенных до указанной даты, по которым кредитные обязательства на эту дату не были прекращены;
- получателями одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений на основании принятых после 1 июня 2013 г. решений местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
- членами семей кредитополучателей льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и (или) получателей одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, с учетом которых предоставлены льготные кредиты на основании списков на получение льготных кредитов, утвержденных после 1 июня 2013 г., и (или) одноразовые субсидии на основании решений о предоставлении одноразовых субсидий, принятых после 1 июня 2013 г. (за исключением несовершеннолетних детей и детей в возрасте до 23 лет из числа указанных в абзаце девятом пункта 5 настоящего Указа).
Льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк".
Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, указанных в абзаце четвертом части первой подпункта 1.1 настоящего пункта, - 40 лет).
Проценты за пользование этими кредитами в течение срока их погашения устанавливаются в следующих размерах:
- для многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1 процент годовых;
- для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках - в размере 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 3 процентов годовых;
- для военнослужащих, молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей - 5 процентов годовых;
- для иных категорий граждан, - в размере 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых.
Нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются в размере 20 кв. метров (в г. Минске - 15 кв. метров, а для многодетных семей - 20 кв. метров) на одного члена семьи (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома - 30 кв. метров), а для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома, - 30 кв. метров (при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме - 44 кв. метра).
Принимаемые в расчет нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются за вычетом общей площади жилых помещений организаций застройщиков, по которым выплачены паевые взносы кредитополучателем и (или) членами его семьи, и жилых помещений, по которым кредитополучателем и (или) членами его семьи осуществлена уплата цены объекта долевого строительства, а также с учетом общей площади жилых помещений, находящихся во введенных в эксплуатацию жилых домах (пусковых комплексах), строительство которых осуществлялось кредитополучателем и (или) членами его семьи.
Принимаемые в расчет нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются без учета общей площади жилого помещения (в том числе общей площади жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение):
- на реконструкцию которого предоставляется льготный кредит;
- признанного в установленном порядке не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, если указанное непригодное для проживания жилое помещение подлежит сносу в связи со строительством на земельном участке по месту его расположения одноквартирного или блокированного жилого дома с предоставлением льготного кредита;
- отчужденного (в том числе при отчуждении доли в праве общей собственности) кредитополучателем и (или) членами его семьи совместно проживающим членам семьи, если общая площадь указанного помещения (общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) принята в расчет нормируемых размеров общей площади для определения величины льготного кредита для данной семьи.
В случае безвозмездной передачи по договору дарения кредитополучателями и (или) членами их семей жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе признанных в установленном порядке непригодными для проживания, местным исполнительным и распорядительным органам, а военнослужащими - также Министерству обороны и другим государственным органам, имеющим воинские формирования и военизированные организации, нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита принимаются в расчет в установленном порядке без учета площади переданных жилых помещений (площади жилых помещений, приходящейся на переданные доли в праве общей собственности на жилые помещения).
При изменении состава семьи кредитополучателя, в том числе в связи с отменой усыновления (удочерения), в период осуществления строительства или реконструкции жилого помещения с использованием льготного кредита производится перерасчет полагающейся величины льготного кредита.
Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) (за исключением граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) в государственных органах (кроме районных, городских исполнительных и распорядительных органов, местных администраций), имеющих правона утверждение списков на получение льготных кредитов, а также в организациях, входящих в их систему или подчиненных им), изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений, включаются местными исполнительными и распорядительными органами в списки на получение льготных кредитов в случае, если в населенном пункте по месту проживания граждан, улучшающих жилищные условия (для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, городах районного подчинения, - в пределах границ соответствующего района), в населенном пункте по месту нахождения организаций, принявших граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не осуществляется строительство жилых домов путем долевого участия либо организациями застройщиков, созданными по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов, продажа жилых помещений, строительство которых осуществлялось по государственному заказу.
Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) в государственных органах (за исключением районных, городских исполнительных и распорядительных органов, местных администраций), имеющих право на утверждение списков на получение льготных кредитов, а также в организациях, входящих в их систему или подчиненных им, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений, включаются в списки на получение льготных кредитов в случае, если в населенном пункте по месту приобретения жилья не осуществляется строительство жилых домов путем долевого участия либо организациями застройщиков, созданными как по инициативе соответствующих государственных органов, так и по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов с участием этих государственных органов, продажа жилых помещений, строительство которых осуществлялось по государственному заказу.
Льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются по спискам, составленным с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) включаются в списки на получение льготных кредитов районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями в населенном пункте по месту нахождения организации, принявшей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Погашение задолженности по льготным кредитам и выплата процентов за пользование ими осуществляются гражданами равными долями в течение всего периода погашения кредитов:
- при приобретении жилых помещений - со следующего месяца после выдачи кредита;
- при строительстве (реконструкции) одноквартирных, блокированных жилых домов хозяйственным способом - со следующего месяца после сдачи дома в эксплуатацию, но не позднее 2 лет после начала кредитования, а гражданами, постоянно проживающими и работающими в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках и многодетными семьями - со следующего месяца после сдачи дома в эксплуатацию, но не позднее 3 лет после начала кредитования;
- при строительстве (реконструкции) квартир в многоквартирных жилых домах, а также при строительстве (реконструкции) одноквартирных, блокированных жилых домов подрядным способом - со следующего месяца после ввода дома (пускового комплекса) в эксплуатацию, а в случае сдачи дома в эксплуатацию (строительства квартир) и невыполнения ни одного из видов работ из определяемого Советом Министров Республики Беларусь состава работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию, - через шесть месяцев после ввода дома в эксплуатацию.
Многодетным семьям финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, после наступления срока погашения задолженности по льготным кредитам и выплаты процентов за пользование ими в соответствии с количеством несовершеннолетних детей на дату заключения кредитного договора и суммой задолженности по льготным кредитам на дату представления кредитополучателями открытому акционерному обществу "Сберегательный банк "Беларусбанк" документов, необходимых для ее получения, и оказывается в следующих размерах:
- при наличии троих несовершеннолетних детей - 75 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам;
- при наличии четверых и более несовершеннолетних детей - 100 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам.
Финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется молодым семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка после заключения кредитного договора на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Молодым семьям финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, после наступления срока погашения задолженности по льготным кредитам и выплаты процентов за пользование ими исходя из суммы задолженности по льготным кредитам на дату представления кредитополучателями открытому акционерному обществу "Сберегательный банк "Беларусбанк" документов, необходимых для ее получения, и оказывается в следующих размерах:
- при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка - 10 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам;
- при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка - 20 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам.
Предоставление одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений
(постановление Совмина от 30 апреля 2002 г. № 555)
Субсидия является формой государственной безвозмездной поддержки, оказываемой гражданам для улучшения их жилищных условий в виде денежных средств, которые суммарно с зачетом жилищных квот (чеков «Жилье») не могут превышать 70 процентов стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения.
Субсидия предоставляется в порядке очередности, установленной исходя из времени принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение субсидий, субсидии предоставляются в порядке очередности, установленной для соответствующих категорий граждан исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Прием и учет заявлений граждан на получение субсидии осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами и организациями. Заявления должны быть рассмотрены ими в месячный срок.
Размер субсидии определяется как сумма ее базовой доли и жилищных квот (чеков «Жилье») получающего субсидию гражданина и членов его семьи, имеющих в соответствии с законодательством право на индексацию жилищных квот (чеков «Жилье») и изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием субсидии.
Величина базовой доли субсидии определяется исходя из:
- времени нахождения гражданина на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме определенных законодательством случаев;
- количества членов семьи, выразивших согласие на получение субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения;
- среднемесячного совокупного дохода семьи;
- размера общей площади жилого помещения на одного или нескольких членов семьи, принимаемого в расчет при начислении субсидии: норматив общей площади для начисления гражданам суммы базовой доли субсидии устанавливается в г. Минске в размере 15 кв. метров, а для многодетных семей – 20 кв. метров на одного члена семьи (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома – 30 кв. метров).При наличии права на дополнительную площадь норматив увеличивается на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего такое право.
Расчет базовой доли субсидии производится по стоимости 1 кв. метра общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, но не превышающей единый предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемый Советом Министров Республики Беларусь.
Гражданам, получающим субсидии вне очереди, а также молодым семьям и гражданам, постоянно проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, базовая доля субсидии начисляется независимо от времени нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом остальных критериев.
Споры, возникающие при предоставлении субсидии, рассматриваются вышестоящим местным исполнительным и распорядительным органом либо судом в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
О предоставлении государственной поддержки
О предоставлении государственной поддержки в рамках
Указа Президента Республики Беларусь от 04.06.2017 № 240
«О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений»
(вступил в силу 7 августа 2017г.)
На что выдаются субсидии
Адресные субсидии на жилье выдаются в двух форматах: на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство жилья в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах, включенных в Перечень (график), утверждаемый Министерством архитектуры и строительства РБ (далее – Перечень (график)), реконструкцию жилых помещений, и субсидий на уплату части процентов совместно с субсидией на погашение основного долга по этим кредитам.
Предоставление субсидий на погашение кредитов, выдаваемых на пприобретение жилья, Указом № 240 не предусмотрено.
От льготных кредитов данная форма государственной поддержки отличается тем, что компенсации выплачиваются из бюджета не банку, а напрямую гражданину.
Кто имеет право на получение субсидии
Все субсидии, и на погашение процентов, и на погашение основного долга, выдаются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На погашение процентов субсидии выдаются:
- льготникам, перечисленным в Указе Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 года № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»;
- прокурорским работникам, гражданам из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), имеющим не менее 5 календарных лет выслуги на службе в органах прокуратуры.
На погашение основного долга совместно с получением субсидии на уплату части процентов субсидии выдаются:
- многодетным семьям, имеющим троих и более несовершеннолетних детей;
- молодым семьям из числа малообеспеченных при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, — в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования;
- гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы.
Размер субсидий на уплату части процентов составляет:
- многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей (на дату подачи заявления о предоставлении субсидий — это условие обязательное для расчета всех размеров субсидий) — ставка рефинансирования, увеличенная на 2%, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;
- многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей, — ставка рефинансирования, увеличенная на 3 процентных пункта.
- многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам, — ставка рефинансирования, увеличенная на 2 процентных пункта.
- иным гражданам, перечисленным в пп. 1.2 п. 1 Указа № 240, — ставка рефинансирования, уменьшенная на 2 процентных пункта.
Размер субсидий на погашение основного долга:
- при наличии троих несовершеннолетних детей — в размере 95% от суммы основного долга по кредиту;
- при наличии четверых и более несовершеннолетних детей — в размере 100% от суммы основного долга по кредиту;
- молодым семьям, указанном в абзаце 3 пп. 1.4. п. 1 Указа № 240 при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка — в размере 10% от суммы основного долга по кредиту; при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка — в размере 20% от суммы основного долга по кредиту.
- субсидия для лиц из числа детей-сирот и граждан, являющихся нанимателями социального жилья, предоставленного им, как детям-сиротам, а также для граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы — в размере 50% от суммы основного долга по кредиту.
Размер субсидии будет меняться при изменении состава семьи (меняется состав семьи — пересчитывается базовая стоимость кредита, вносятся изменения в решение районной администрации и изменяется размер субсидии).
Решение о предоставлении субсидий принимается районными администрациями г.Минска.
Как выдаются субсидии
Строго при подходе очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящимся к категории малообеспеченных (определенных с таким условием Указом № 13).
Гражданин, имеющий право на получение государственной поддержки, направленный при подходе его очереди на строительство жилья в доме, включенном в Перечень (график), обращается с заявлением о предоставлении субсидии в администрацию района г.Минска про месту пребывания на учете (для состоящих на учете в госорганах – первоначально обращается в госорган, который утверждает список и направляет его в администрацию района по территориальной принадлежности).
Районная администрация (или госорган при утверждении списка) запрашивают необходимые сведения и документы:
- сведения о пребывании на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- сведения о соблюдении очередности в госоргане;
- сведения об имеющихся в собственности жилых помещениях;
- информацию о получении (неполучении) льготных кредитов и субсидий после 01.01.2004г.;
- сведения о доходах и имуществе;
- справку о стоимости строительства (реконструкции) жилого помещения;
- обязательство о сдаче государственного жилого помещения, если в нем не остаются проживать члены семьи.
Очередник подает заявление в районную администрацию о выделении ему субсидии, районная администрация на основании заявления и истребованных документов принимает решение о предоставлении такой субсидии с определением размера максимально нормируемой стоимости. Затем гражданин обращается в банк, заключает с ним договор на кредитование. Банк после заключения кредитного договора с гражданином направляет сведения в Мингорисполком для перечисления сумм субсидий.
Порядок оказания гражданам государственной поддержки по Указу № 240
Этап 1. Принятие районным, городским исполнительным и распорядительным органом, местной администрацией (далее – исполком) решения о предоставлении гражданину субсидии на уплату части процентов за пользование кредитом (далее – субсидия на уплату части процентов), либо субсидии на уплату части процентов совместно с субсидией на погашение основного долга по такому кредиту (далее – субсидии).
Пошаговые действия исполкома и гражданина:
Шаг 1. Исполком по месту постановки гражданина на учет нуждающихся по месту жительства приглашает его в соответствии с очередностью постановки на такой учет для выдачи направления на заключение договора создания объекта долевого строительства.
Шаг 2. Исполком разъясняет гражданину условия, размер и порядок получения государственной поддержки в виде субсидии на уплату части процентов (субсидий) на строительство (реконструкцию) жилья. Информирует гражданина о банках, предоставляющих коммерческие кредиты с использованием гражданами господдержки по Указу № 240.
Шаг 3. Гражданин, направленный в порядке очередности на строительство жилья с использованием субсидируемого кредита, в установленном порядке заключает договор создания объекта долевого строительства. Шаг 4. После заключения договора создания объекта долевого строительства гражданин подает в исполком** по месту постановки на учет нуждающихся по месту жительства заявление на предоставление ему субсидии на уплату части процентов (субсидий).
Шаг 5. Исполком на основании заявления, поданного гражданином, запрашивает и получает сведения и документы, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий). Шаг 6. Исполком определяет право гражданина на получение господдержки в соответствии с Указом № 240. Шаг 7. Исполком определяет максимальную нормируемую стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов (субсидий).
Шаг 8. Исполком принимает решение о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) в определенных Указом № 240 размерах.
Шаг 9. Исполком информирует гражданина о принятом решении путем предоставления выписки из решения (копии решения).
Шаг 10. Гражданин после получения выписки из решения (копии решения) о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) обращается в банк, осуществляющий выдачу субсидируемых кредитов на строительство (реконструкцию) жилья, для заключения кредитного договора на получение такого кредита в соответствии с выпиской (копией решения).
Шаг 11. Гражданин предоставляет в банк выписку из решения (копию решения) о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) и документы, перечень которых определяется банком.
Этап 2. Предоставление кредита на строительство (реконструкцию) жилья с использованием субсидии на уплату части процентов (субсидий).
Пошаговые действия учреждения банка:
Шаг 1. Заключает с гражданином кредитный договор на получение субсидируемого кредита на строительство (реконструкцию) жилья.
Шаг 2. Информирует гражданина о сумме собственных средств, подлежащих внесению на уплату процентов и основного долга по субсидируемому кредиту.
Шаг 3. Направляет в исполком, принявший решение о предоставлении гражданину субсидии на уплату части процентов (субсидий), копию кредитного договора, заверенную в установленном порядке
Шаг 4. Ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет в исполком сведения с указанием ФИО и идентификационного номера кредитополучателя, суммы задолженности по субсидируемому кредиту, и суммы ежемесячного платежа на погашение основного долга по кредиту и (или) уплату части процентов исходя из размеров субсидий, установленных в решении исполкома.
Этап 3. Перечисление субсидии на уплату части процентов (субсидий).
Пошаговые действия Мингорисполкома:
Шаг 1. Обеспечивает сверку и учет предоставленных банками сведений.
Шаг 2. Ежемесячно, не позднее последнего рабочего дня месяца, перечисляет гражданам в банк суммы субсидии (субсидий).
Шаг 3. На основании письменных обращений граждан, являющихся получателями субсидии на уплату части процентов (субсидий), информирует их о суммах предоставленной им субсидии (субсидий).
-------------------------------------------
* При постановке граждан на учет нуждающихся по месту военной службы (службы, работы), по месту службы (работы) они направляются в установленном порядке на строительство жилья госорганами (организациями), в которых состоят на таком учете.
** Граждане, состоящие на учете нуждающихся по месту военной службы (службы, работы) в силовых ведомствах, подают заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) в исполкомы по месту нахождения этих силовых ведомств после утверждения их силовыми ведомствами в списках на получение такой субсидии (субсидий). Граждане, состоящие на учете нуждающихся по месту работы (службы) в иных госорганах (организациях), направленные в установленном порядке на строительство жилья, подают заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) в исполкомы по месту нахождения госорганов (организаций), в которых они состоят на таком учете, при подходе их очереди на предоставление такой субсидии (субсидий) с учетом даты постановки на учет нуждающихся, определяемой рай(гор)исполкомами.